1

Конец эпохи телевизоров HD

3-03-2020, 20:41
Время прочтения:
За каких-то семь лет 4K превратился из формата, присущего узкой премиальной нише, в рядовую характеристику не только среднего, но даже и бюджетного сегмента телевизоров. За этот период он вытеснил HDTV из рынка, но в то же время на него началось давление со стороны 8K.


Разрыв между разрешением, на которое способен ваш телевизор, и разрешением вещательных сетей остается большим уже долгие годы. Более того, он растет без особых перспектив уменьшения. Как такое возможно? Вещательные сети используют сегодня несколько форматов: 480p (SD), 720p, 1080i (HD) и 1080p (Full HD). Да, телевидение 4K Ultra HD уже существует, но его доля среди всех программ намного меньше 1%. Тем временем,  покупатели при выборе новых телевизоров ориентируются на два формата: 4K и 8K. Большинство производителей уже отказались от экранов в разрешении HD, которые на сегодня представлены лишь в бюджетном сегменте, не интересном с точки зрения прибыльности.


Формат 4K между тем стал минимальным стандартом для большинства покупателей. Этот факт немного удивляет, ведь этот стандарт появился относительно недавно. Первая модель 4K – Sony XBR-84X900 – была представлена около семи лет назад, в конце 2012 года, по цене в 24 999 долл. США. А сегодня можно купить такой телевизор за 249 долл. США! То есть цена снизилась на 99% за семилетний период, что эквивалентно потере в 50% за год. Вот как быстро может меняться ситуация в этом бизнесе. Неудивительно, что даже технологическим гигантам с трудом удается поддерживать прибыльность, а некоторым производителям даже пришлось свернуть собственное производство телевизоров и передать права на свой бренд более мелким компаниям.


Следует, конечно, признать, что за $249 можно купить лишь небольшой телевизор 4K диагональю 109 см, в то время как дебютная модель Sony имела размер в 213 см. Да и его бренд может вам ни о чем не говорить – Insignia. Но технология в бюджетном образце используется такая же – боковая подсветка LCD, он имеет такое же разрешение в пикселях, и, более того, обладает даже некоторыми более продвинутыми функциями. Например, порт HDMI 2.0 с поддержкой технологии HDCP 2.2 (которая требуется при подключении многих внешних источников сигнала) и расширенный динамический диапазон HDR, хотя его пиковая яркость и не так высока. Этот бюджетный телевизор имеет встроенные стриминговые платформы и множество других видеоприложений. Ну, а если все-таки подбирать сравнение в близкой категории, то сегодня можно купить телевизор 4K диагональю 190 см по цене около тысячи зеленых (например, LG 75UM7090), что в 25 раз меньше цены дебютного образца Sony.

LG 75UM7090

Быстрый технологический прогресс

Столь короткий период, за который формат 4K перешел из узкой премиальной ниши в стандартный, и даже бюджетный сегмент стал своего рода шоком. В иерархии некоторых производителей, как, например, Sony, 4K – это последние модели в ряду, а формат HD уже снят с выпуска. В линейке Samsung 2020 года остался только один экран HD – это интерьерный телевизор Frame диагональю 81 см. LG не имеет форматов Full HD или HD-Ready среди моделей нынешнего года. Планы Panasonic на этот год пока полностью не раскрыты, но выпуск новых телевизоров HD вряд ли уже ожидается от этой японской фирмы.

Samsung The Frame

В то же время формат 4K уходит из премиального класса. Спустя год после коммерческого дебюта телевизоров 8K, компания Samsung объявила, что самые продвинутые функции не будут более предлагаться в моделях 4K. Таким образом, премиальный сегмент теперь представлен форматом 8K, а 4K – это средний и нижний ценовой сегмент.

Тем временем вещательные компании испытывают серьезные трудности с переходом на новые форматы, так как с точки зрения бизнеса у них нет стимулов для обновления своей инфраструктуры. Для вещания в высоком разрешении им необходимо изменить весь свой производственный процесс, что является затратным мероприятием и осуществляется, может быть, лишь раз в десять лет. Но даже если представить, что они начнут выпускать программы в качестве 4K, их передача по сетям вещания обернется слишком высокой ценой. Дело в том, что их пропускная способность низкая, особенно это касается наземной инфраструктуры. Спутниковая сеть, кабельное телевидение и интернет-телевидение также ограничены в своих возможностях, ведь емкость сигнала 4K в четыре раза превышает емкость сигнала HD. Да, можно применить мощные методы сжатия, но получаемое в итоге качество отвергает саму идею перехода на высокое разрешение. К тому же в итоге формат 4K не обеспечивает дополнительных доходов для вещателей. Рекламодатели не платят больше денег за рекламу, размещенную на канале 4K, а если бы даже и существовала наценка, то вряд ли она была бы большой.


В результате формат 4K стал прерогативой стриминговых платформ, для которых пропускная способность не является проблемой – по крайней мере, это не их головная боль. Есть какая-то ирония в том, что возможности мобильных сетей растут ежегодно, а возможности традиционных сетей вещания остаются на одном уровне или даже снижаются из-за перераспределения частот в пользу операторов сотовой связи.

С одной стороны, вопрос высокого разрешения может показаться не таким уж актуальным для вещательных компаний. Однако их растущее отставание от современных форматов может привести к потере аудитории, которая перейдет к конкурирующим платформам.

Что сегодня могут предложить телевещатели?


На дворе 2020 год. Впервые крупнейшее спортивное событие в США – Супербоул – передается в формате 4K на некоторых каналах и стриминговых платформах. Вероятнее всего, матч был снят камерами HDR в разрешении 1080р или даже 720р, а затем преобразован в 4K для трансляции. Чемпионат мира по футболу 2018 года был показан в качестве 4K HDR примерно в 25 странах в качестве разовой акции. Крупных мировых спортивных событий в 2019 году не было, а в нынешнем году нас ждет Чемпионат Европы по футболу, который ожидает такой же подход, как и мундиаль два года назад.


Еще одно близкое крупное событие – это Олимпийские игры в Токио. И, опять же, хороших новостей для любителей формата 4K мало, так как права на трансляцию принадлежат общественным каналам, которые, в отличие от коммерческих, неповоротливы в вопросах инвестиций.
Ирония ситуации заключается в том, что Япония достигла наибольшего прогресса в производстве программ в формате 8K. Однако трансляции с Олимпиады в таком качестве будут доступны только внутри страны. Интересно отметить, что при этом распространенность телевизоров 8K в Японии ниже, чем в Северной Америке и даже Европе. Дело в том, что типичное жилье в Стране восходящего солнца очень скромное по размерам и, соответственно, вмещает в себя небольшие телевизоры с более низким разрешением.

Хроническое отставание стандартов вещания

Смогут ли когда-нибудь вещательные сети передавать программы в том разрешении, которое позволяют современные телевизоры, или нам необходимо навсегда смириться с разрывом между возможностями наших экранов и качеством просматриваемых передач? С учетом экономических реалий этого бизнеса ответ, вероятнее всего, заключается во втором варианте. И это не новость, ведь такой разрыв существует уже десятки лет со времени разработки стандарта HDTV. И он только углубляется. Владелец новенького телевизора 8K, просматривая местные новости на своем экране, видит сигнал формата SD, преобразованный самим телевизором в 8K. Очевидно, что качество изображения будет не самым лучшим. Но здесь мы уже затрагиваем тему личных предпочтений – для кого-то это критично, а кто-то не обращает на это внимания.

Альтернатива в виде HDR

Есть один способ, с помощью которого вещательные сети хоть как-то смогут преодолеть свое отставание от прогресса телевизоров. Речь идет о передаче программ в формате HDR. С нашей точки зрения, расширенный динамический диапазон больше влияет на качество изображения, чем разрешение. Для сигнала HDR нужна лишь небольшая прибавка в пропускной способности – в пределах 25% от сигнала SDR в зависимости от конкретного типа HDR. Экономическая сторона вопроса при таком варианте радикально меняется в лучшую сторону, чем при организации передачи сигнала 4K. Хотя, опять же, затраты вещателей на обновление своей инфраструктуры будут зависеть от конкретного формата HDR. Но это уже тема для отдельного анализа.

Технологический прогресс развивается быстро. Смогут ли вещательные компании адаптироваться к ним – покажет только будущее.
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+enter
Комментариев: 0

Поделиться материалом

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив