Обзор проектора Optoma UHD65 4K DLP

30-11-2019, 14:01
Время прочтения:
logo

Вердикт



Общая оценка – 8 из 10

Аргументы «за»

  • Совместимость с форматом 4K UHD HDR
  • Хорошее качество формата псевдо-4K
  • Высокая четкость
  • Точная цветопередача стандарта Rec.709
  • Наличие настроек полной калибровки
  • Низкий шум вентиляторов на уровне 21 дБ
  • Ручной сдвиг объектива
  • Хорошее отображение динамичных сцен
  • Хорошая обработка видео
  • Хорошая яркость, возможность эксплуатации в освещенных помещениях

Аргументы «против»

  • Слабый уровень черных тонов и низкая детализация теней
  • Ограниченная цветовая гамма
  • Цена выше аналогов
  • Нет моторизованного управления объективом с функцией памяти

Основные характеристики


  • Средняя цена – 265 тыс. руб.
  • Тип – DLP
  • Яркость – 2 200 люменов
  • Разрешение – 4K UHD (3840 x 2160)
  • Степень контрастности – 1 200 000 : 1
  • Габариты – 49,8 см х 33,1 см х 14,1 см
  • Вес – 7,8 кг
  • Соединения – 2 х HDMI, 2 х USB, SPDIF, аналоговый выход и вход на 3,5 мм, сетевой разъем RJ45, последовательный порт RS232, триггерный вход на 12 В

Общая информация



UHD65 – это первый проектор формата 4K DLP для компании Optoma. Он оснащен рядом полезных функций, например, кадровой интерполяцией, а также прошел сертификацию ISFccc. Используемая в проекторе технология XRP от Texas Instruments позволяет добиться совместимости с форматом 4K. За счет специальной техники скоростного смещения на экран проецируется 8,3 млн. пикселей, как заявляет производитель. Проектор совместим с форматом HDR10 и, хотя он не выдает широкую цветовую гамму стандарта Rec.2020 (P3), изображение соответствует пространству Rec.709.

Модель Optoma UHD65 совместима с форматом 4K UHD HDR, но удалось ли ее разработчикам преодолеть ограничения матрицы DLP, такие как низкая глубина черных тонов и слабая детализация теней? Давайте проверим…

Дизайн, соединения и управление



UHD65 имеет классический дизайн с центральным расположением объектива и черным пластиковым корпусом. По его центру проходит хромированная полоса с логотипом Optoma. Как и другие проекторы 4K DLP, построенные на такой же матрице, регулировки фокуса, зума и сдвига объектива являются ручными. Ручки зума и сдвига объектива находятся под крышкой на верхней панели, а фокус настраивается на объективе.


Сдвиг объектива возможен только в вертикальной плоскости, горизонтальное смещение в UHD65 отсутствует. Но даже в такой конфигурации наличие этой редкой для проекторов DLP функции радует. Переключение между форматами экрана здесь ручное в отличие от моторизованных систем с памятью, имеющихся у таких проекторов, как Epson TW7300 и TW9300.

Если стоять лицом к объективу, то на левой панели корпуса можно обнаружить кнопки управления, что очень удобно, если под рукой нет пульта.



На задней панели в утопленной зоне расположены все соединения. Согласно приведенной здесь информации, проектор совместим с протоколами Extron IP Link and Crestron, обеспечивающими контроль над устройством по сети, а также протоколом MHL для подключения мобильных устройств. Среди разъемов имеются сетевой RJ45, последовательный порт RS232C, два HDMI, из которых только HDMI2 является версией 2.0, совместимой с технологией HDCP 2.2 и способен принимать сигнал 4K частотой до 60 Гц. Остальные соединения представлены в виде входа VGA, аудиовхода и аудиовыхода на 3,5 мм, порта USB для питания, триггерного входа на 12 В и оптического разъема SPDIF.


Пульт управления имеет маленький размер, но хорошо сидит в руке и легок в использовании. Кнопки достаточно большие для уверенного нажатия, но одна из них – 3D – лишняя, так как проектор не совместим с этим форматом. Для удобства использования в затемненном помещении пульт снабжен подсветкой.

Функции


Матрица XRP производства Texas Instruments имеет размер 0,66 дюйма и использует технологию скоростного дублирования пикселей в каждом кадре со смещением для создания проекции из 8,3 млн. пикселей, задействуя вдвое меньшее количество микрозеркал (4,1 млн.). В итоге получается очень четкое изображение разрешением 3 840 х 2 160. Да, это не подлинное качество 4K, и вывод на экран соответствующего тестового шаблона подтверждает это размытыми контурами, но при просмотре реального видео вы вряд ли сможете визуально обнаружить разницу в разрешении. Скорее вы обратите внимание на другие параметры, оказывающие не меньшее влияние на качество: глубина черных тонов, детализация теней, точная цветопередача. С этой точки зрения Optoma UHD65 производит очень четкое изображение с высокой детализацией без рваных контуров и размытости.


Итак, проектор совместим с сигналом 4K Ultra HD, а также с сигналом UHD Blu-ray и HDR10. Однако, в отличие от конкурирующих Epson (серии TW) и JVC X550, модель Optoma UHD60 не способна воспроизводить широкую цветовую гамму из-за ограниченных возможностей технологии цветового колеса. Таким образом, стандарт Rec.2020 (DCI-P3), использующийся в формате Ultra HD Blu-ray, недосягаем для нашего проектора. Что может воспроизводить UHD65, так это цветовое пространство Rec.709 HD, создающее очень четкое и красочное изображение, но с не такими насыщенными цветами, как проекторы, соответствующие гамме DCI-P3.

С помощью некоторых настроек цветность можно усилить, но такая картинка выглядит искусственной и нереалистичной, особенно телесные тона, поэтому лучше ими не пользоваться. Тональная компрессия обеспечивается на неплохом уровне для проектора с ограниченной яркостью – светлые кадры формата HDR представлены на удивление хорошо. Заявленная производителем величина светового потока составляет 2 200 люменов, но в реальности в затемненном помещении он выглядит на 900 люменов после хорошей калибровки. Яркость для светлых помещений можно увеличить, но при этом теряется качество изображения.

В UHD65 имеется функция кадровой интерполяции, называемая PureMotion, которая сглаживает сцены в динамичных программах, например, футбольных матчах, но при этом добавляет некоторые артефакты. Вы можете поэкспериментировать с различным контентом, но при просмотре фильмов мы рекомендуем ее отключить, так как она создает ужасный эффект мыльной оперы. Настройки режима PureEngine также советуем использовать с осторожностью, особенно усиление цветности, которое нарушает точность цветопередачи и делает изображение нереалистичным.

И, наконец, если вы используете экран типа Cinemascope, то учтите, что Optoma UHD65 имеет ручные настройки, также как и все другие проекторы 4K DLP. В отличие от моделей Epson, Sony VW и JVC, в которых есть функция памяти объектива, в UHD65 сдвиг, зум и фокус объектива придется выполнять вручную каждый раз, когда вы меняете формат экрана. По нашему мнению, в такой и более высоких ценовых категориях все проекторы должны иметь функцию памяти объектива, так как все большее количество пользователей переходят на экраны типа Cinemascope.

Заводские настройки



Как обычно, тестирование проектора мы начинаем с поиска лучших настроек изображения при заводской калибровке и проверке соответствия полученного качества со стандартами индустрии. После коррекции яркости и контрастности мы обнаружили, что экранный режим Reference, баланс белого D75 и гамма 2.4 дают наиболее точную картинку. Баланс белого на D65 был слишком теплым, что является общей чертой для проекторов DLP. Настройка D75 дает более оптимальный баланс. Гамма 2.4 лучшим образом подошла для наших условий тестирования в полностью затемненных условиях кинозала.


Настройка баланса белого D75 обеспечила также лучшую градацию серого при лишь небольшом дефиците синего в самом ярком участке шкалы, но без желтого свечения при просмотре реального изображения. Погрешность DeltaE составила 3 и менее, но для большинства зрителей она не заметна. Гамма немного разочаровала с провалом белого при 10 IRE и небольшим пиком на 70 IRE. Это не представляет особой проблемы, но все же хотелось бы получить более темный тон в зоне 10 IRE для придания резкости нижней части градации серого. Однако мы понимаем, что это общая болезнь проекторов DLP. В целом заводская калибровка градации серого очень хорошая.


Что касается цветовой гаммы, то шестисегментное цветовое колесо RGBRGB обеспечивает достаточное покрытие пространства Rec.709 HD. Однако имеются некоторые проблемы с ошибками в тонах вторичных цветов, тем не менее, подавляющее большинство владельцев никогда не смогут распознать их при просмотре обычных программ (если только вы не установите рядом с экраном эталонный монитор). Опять же, мы подтверждаем наш вывод о хорошей заводской калибровке устройства. Да, результат тестирования мог бы быть и выше, но для тех целей, для которых приобретается данный проектор, и условий, в которых он будет работать, этого достаточно для обеспечения хорошего и точного изображения.

Пользовательская калибровка


Мы использовали наш проверенный колориметр Klein K10-A, программу CalMAN Ultimate и генератор шаблонов Muideo Fresco Six-G для проверки заводской калибровки и далее для проведения пользовательской калибровки, используя имеющиеся инструменты управления цветом и балансом белого. Как мы уже отметили выше, заводские параметры показали себя с хорошей стороны. Если инструменты калибровки работают без сбоев, то теоретически мы должны также получить качество, очень близкое к стандартам индустрии.


Как вы можете видеть на графике, нам удалось настроить практически идеальную градацию серого с погрешностью DeltaE значительно ниже 2 на большей части шкалы. К сожалению, значение гаммы не сильно изменилось по сравнению с заводской калибровкой, но опять же, это не представляет сколь-либо серьезной проблемы, и мы довольны полученным результатом.


Нам также удалось улучшить цветопередачу оттенков вторичных цветов и скорректировать баланс белого. В итоге мы получили очень точную гамму в соответствии со стандартом Rec.709, а также повысили яркость цветов, что не отражается на графиках. В целом мы остались очень довольны результатом, так как полученная нами в результате калибровки точность не встречается на обычным потребительском уровне.

Проверка формата HDR


Как всегда, мы напоминаем читателям, что HDR в проекторах и HDR в телевизорах – это разные вещи. Проекторы имеют ограниченную яркость и физически не способны на интенсивность светлых тонов, которую создают экраны OLED или LCD с высокими показателями нит.

Тем не менее, в проекторах можно добиться хорошего эффекта HDR без потери деталей в темных кадрах и тенях. Однако у Optoma UHD65 есть дополнительный ограничивающий фактор в виде узкой цветовой гаммы, не дотягивающей до формата UHD. Вместо этого проектор соответствует более низкому стандарту Rec.709 HD.


На графике градации серого и электрооптического теста мы видим, что, хотя яркость и ограниченная, проектор осуществляет тональную компрессию настолько, насколько это возможно, и результат тестирования неплохой. Погрешность DeltaE составляет 3 или ниже, что также является отличным показателем. Таким образом, Optoma UHD65 может отображать формат HDR в пределах своей ограниченной яркости и цветности, и результаты измерений на удивление хороши.

Качество изображения


Мы уже тестировали некоторые проекторы 4K DLP и нашли между ними много общего, так как они имеют схожую технологию, программное обеспечение и матрицу. Поэтому для того, чтобы обойти конкурентов, модель Optoma UHD65 должна предложить что-то особенное. На первый взгляд, это очень сложная задача, так как на рынке есть модели, предлагающие более глубокие темные тона, высокую детализацию теней и широкую цветовую гамму – это те области, в которых UHD65 не может составить сильную конкуренцию. Что касается разрешения, то проекторы псевдо-4K при просмотре с обычного расстояния не обнаруживают разницы между собой. Последовательная контрастность (или контрастность on/off) UHD65 составляет 1 400 : 1, а контрастность по шкале ANSI – 910 : 1, что нельзя назвать выдающимися показателями. Но не все так плохо для проектора Optoma. У него есть некоторые сильные стороны, которые могут выделить его среди конкурентов.

Проекторы Epson TW7300, TW9300 и JVC X5500 отлично проявляют себя в специально организованных кинозалах. В таких условиях их расширенный динамический диапазон, широкая цветовая гамма и высокая контрастность приносят настоящее удовольствие от просмотра. Однако небольшое изменение параметров помещения в виде белых стен и потолка быстро сводит на нет их преимущества, особенно глубину черного и детали в тенях. Дело в том, что свет отражается от поверхностей и возвращается на экран, размывая те же самые темные тона. В таком помещении яркость становится важнее глубины черного (глубокий черный невозможен в таких условиях), и тут на авансцену выходит Optoma UHD65.


Эта модель не отличается широкой цветовой гаммой, но даже с «устаревшим» стандартом Rec.709 изображение может заиграть яркими и живыми тонами. Также стоит учитывать, что указанные модели Espon и JVC – трехматричные с сопутствующей проблемой сведения матриц, что может выражаться в нечетких контурах объектов. А UHD65 – это одноматричный проектор, создающий более четкое и детальное изображение. Если вы не будете пользоваться усилением цветности в режиме PureEngine, вызывающим нереалистичность картинки, вы получите высокую точность цветопередачи формата HD. Но даже просмотр формата Ultra HD без широкой цветовой гаммы – это не катастрофа.


Качество изображения мы оценивали с помощью сериала «Планета Земля 2» в формате Ultra HD Blu-ray, некоторые сцены которого завораживают при просмотре через UHD65. Большинство съемок производилось в пустынях, лесах и океанах в высокой детализации, насыщенных цветах и при яркой освещенности. Удивительные пейзажи зачаровывают и демонстрируются на экране с великолепной четкостью и глубиной. Только в темных сценах, например, съемка гиен в деревне, недостаточная глубина черных тонов и слабая детализация немного смазывают общее впечатление.

Формат HDR при корректной настройке выглядит очень хорошо, но, естественно, в пределах ограничений самой модели. Фильм «Глубоководный горизонт» содержит как светлые солнечные пейзажи, так и контрастные сцены катастрофы с яркими взрывами, с которыми проектор в целом отлично справился. Детали охваченных огнем кадров были переданы с высочайшей четкостью. Проектор можно похвалить даже за ночные сцены, занимающие существенную часть фильма, которые были показаны настолько качественно, насколько это было возможно при его характеристиках.

Даже в материале в качестве HD, загружаемом в проектор с плеера Blu-ray или со стримингового сервиса, яркие сцены отлично подчеркнуты и переданы с высокой четкостью матрицы DLP. Цветоперадача точна, включая телесные тона. Проблема только в глубине черного и тенях, разочаровывающих при просмотре в полностью затемненных помещениях. В иных условиях этот эффект заметен меньше и не будет представлять серьезной проблемы для пользователей, не имеющих специальных кинозалов.

Заключение


Optoma UHD65 относится к первому поколению проекторов 4K DLP и сталкивается на рынке с жесткой конкуренцией. Если у вас организован специальный кинозал, и вы хотите добиться лучшего качества изображения в обычном формате HD и в формате 4K HDR в широкой цветовой гамме, то вы сможете подобрать себе более подходящий вариант с более глубокими черными тонами и высокой детализацией теней в этом же ценовом сегменте.

Однако если вы намерены использовать проектор в обычном жилом пространстве с белыми стенами и потолками, где многие проекторы испытывают проблемы с качеством изображения, то Optoma UHD65 заслуживает вашего внимания. В таких условиях свет, отраженный от поверхностей, сводит преимущества многих конкурирующих моделей, указанные выше, на нет. И здесь проявляется ценность таких качеств UHD65, как четкость и яркость изображения. Да, в данной модели отсутствует широкая цветовая гамма, а формат HDR ограничен цветовым пространством Rec.709 HD. Однако, за исключением немного менее насыщенных красок, Optoma обеспечивает яркое, четкое и детализированное изображение и отлично справляется с динамичными сценами.


Если вы хотите просматривать спортивные программы на большом экране, то проектор предложит для вас функцию кадровой интерполяции, сглаживающую быстрое движение объектов. Только в самых сложных динамичных сценах могут проявиться артефакты. Однако мы рекомендуем отключить эту функцию при просмотре фильмов, иначе вы столкнетесь с сильным эффектом мыльной оперы.

UHD65 – это одноматричный проектор. В отличие от трехматричных моделей типа D-ILA, 3LCD и SXRD, он обеспечивает очень четкое изображение с выверенными контурами без специальной обработки. Цвета в пределах пространства Rec.709 передаются точно, производя приятную картинку с реалистичными телесными тонами, без эффекта постеризации и с тонкими тональными переходами в однородных сценах, изображающих, например, голубое небо.

В соответствующих окружающих условиях UHD65 демонстрирует очень хорошее качество, достойное своего ценового сегмента. Если оценивать соотношение «цена-качество», то благодаря некоторым параметрам, таким как яркость и неглубокий черный тон, проектор может справиться лучше там, где конкуренты будут испытывать проблемы. С такой оговоркой Optoma UHD65 заслуживает нашей рекомендации.

Общая оценка – 7 из 10

Индивидуальные оценки по 10-бальной шкале:

Контрастность/ динамический диапазон/ глубина черного7
Точность цветопередачи8
Точность градации серого9
Однородность изображения8
Качество обработки видео8
Качество изображения 2D8
Качество изображения при первом включении8
Качество изображения после калибровки9
Набор функций8
Удобство в эксплуатации8
Качество сборки8
Соотношение «цена-качество»8
Комментариев: 0

Поделиться в соц.сетях

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ТВ Выбор
ул. Комсомола, д.1 195009 Санкт-Петербург,
+7(931) 386 87 86 zakaz@tv-vybor.ru