Обзор проектора Optoma UHZ65 4K DLP

2-12-2019, 01:05
Время прочтения:
logo

Вердикт



Общая оценка – 8 из 10

Аргументы «за»

  • Хорошее качество заводской калибровки
  • Хорошее качество формата HDR для проектора DLP
  • Высокая четкость и детализация
  • Широкая цветовая гамма для проектора DLP
  • Приемлемые уровни черных тонов в сравнении с аналогами 4K DLP
  • Мгновенное включение/выключение

Аргументы «против»

  • Слабая детализация в тенях
  • Уровни черных тонов уступают аналогичным ламповым проекторам от JVC и Epson
  • Эффект постеризации (потеря полутонов с резкими градационными переходами) заметен иногда при просмотре материала в 4K HDR
  • Возможен эффект радуги при просмотре формата HDR
  • При настройках высокой яркости проектор становится шумным

Основные характеристики


  • Средняя цена – 395 тыс. руб.
  • Тип – DLP
  • Яркость – 3 000 люменов
  • Разрешение – 4K UHD (3840 x 2160)
  • Степень контрастности – 2 000 000 : 1
  • Габариты – 49,8 см х 33,1 см х 14,1 см
  • Вес – 9,5 кг
  • Соединения – 2 х HDMI, 2 х USB (питание и сервис), SPDIF, аналоговый выход и вход на 3,5 мм, сетевой разъем RJ45, последовательный порт RS232, триггерный вход на 12 В

Общая информация


Проектор Optoma UHZ65 4K во многом похож на модель UHD65 этого же производителя, только в качестве источника света здесь используется лазерный светодиод вместо лампы. Технология XRP от Texas Instruments, применяемая в матрице, позволяет создавать на экране воспринимаемые зрением 8,3 млн. пикселей за счет быстрого дублирования микрозеркалами DLP каждого кадра со смещением. Сертифицирующие организации признают разрешение, получаемое таким способом, как 4K, но в реальности это псевдо-4K. Надо признать, что это умный способ снижения себестоимости, так как позволяет достичь нужного результата без использования дорогостоящего оригинального чипа 4K.

Тем не менее, мы всегда повторяем, что разрешение – это только один из параметров качественного изображения.Использование лазера в данном проекторе, несомненно, приносит выгоды в виде мгновенного включения и выключения, длительного срока службы источника света, заявленного производителем на уровне 20 00 часов, и более точной цветопередачи.


Модель UHZ65 способна распознавать метаданные во входящем сигнале и, соответственно, отображать формат HDR. По информации Optoma, проектор создает изображение в широкой цветовой гамме, превосходящей стандарт Rec.709 (которым ограничиваются большинство аналогов 4K DLP) и покрывающей 80% пространства DCI-P3. Это утверждение мы проверим далее.

Еще одной полезной функцией UHZ65 является вертикальный сдвиг объектива, что упрощает установку. Среди других отметим кадровую  интерполяцию PureMotion, регулировку динамичных черных тонов и настройку яркости лазерного источника света.

Родственная модель UHD65 заслужила хорошей оценки от нас, но сможет ли лазерный собрат превзойти ее? Давайте проверим…

Дизайн, соединения и управление


На первый взгляд UHZ65 выглядит очень схожим c ламповым UHD65, но при более близком рассмотрении в дизайне можно обнаружить явные различия. Качество сборки осталось таким же хорошим с использованием прочного черного пластика. Передняя панель имеет сплошную и гладкую поверхность с объективом, расположенным по центру, вокруг которого выполнено защитное кольцо серого цвета. Еще одним элементом передней панели является сенсор дистанционного управления. Вентиляционные отверстия выполнены на боковых панелях, и на правой из них имеются две кнопки: одна для питания и другая для выбора источника сигнала. Фокус настраивается на самом объективе, а две передние ножки регулируются по высоте.



Верхняя панель имеет глянцевую поверхность и выглядит цельной, но если нажать на ее переднюю часть, то она откроет доступ к регулировкам сдвига объектива и зума. Одноматричные проекторы DLP редко имеют функцию смещения линз, и ее наличие в UHZ65 радует и, несомненно, обеспечит удобство установки.


Мы всегда рекомендуем избегать коррекции трапецеидальных искажений при установке проекторов, так как это приводит к снижению детализации изображения и появлению артефактов у его краев. Вместо этого наберитесь терпения и используйте другие доступные средства для правильной настройки экрана, которые обеспечат наилучшее качество проекции. Каждый производитель предоставляет покупателям информацию об установке приобретаемой модели, которую необходимо использовать. После завершения настроек верхняя крышка фиксируется в начальном положении еще одним нажатием.


Сзади проектора выполнено углубление, в котором собраны соединительные разъемы. Среди них RJ45 для сети, последовательный порт RS232, HDMI 1.4, HDMI 2.0, который необходим для сигнала 4K, VGA, аудиовход и аудиовыход, оптический цифровой разъем и 2 порта USB для сервиса и питания.


Пульт дистанционного управления UHZ65 точно такой же, который используется для UHD65 и других моделей Optoma. Он имеет маленький размер и оснащен подсветкой для легкости использования в затемненном помещении. Небольшие кнопки неудобны, но логически понятны. Благодаря форме пульт удобно сидит в руке, но в целом мы считаем, что он не соответствует немалой цене проектора.

Функции и характеристики


Итак, Optoma UHZ65 – это лазерный проектор 4K , в котором используется матрица DLP XPR от Texas Instruments размером 0,66 дюйма. Разрешение 4K достигается за счет оригинальной технологии дублирования пикселей в каждом кадре со смещением на пол-пикселя, что удваивает их видимое число. Этот прием получил широкое распространение в проекторах, позволяя производителям получать результат псевдо-4K без затрат на дорогостоящие подлинные матрицы 4K. При просмотре с нормального расстояния разница между истинным 4K и псевдо-4K практически не различима, а возможные расхождения связаны с другими параметрами, такими как динамический диапазон, глубина черного, точность цветопередачи.

Изображение проектора четкое, с чистыми контурами и без признаков размытости. Качество однородное по всей площади экрана. Ручная настройка объектива потребует некоторых усилий для получения точного фокуса, и в идеале ее лучше выполнять вдвоем.


Модель UHZ65 совместима с форматом 4K Ultra HD HDR за счет использования матрицы XPR, применения тональной компрессии и наличия более широкой цветовой гаммы, чем стандарт Rec.709, применяемый в традиционных проекторах 4K DLP. Лазерный источник света, в отличие от лампы, обеспечивает более глубокие темные тона и более точную цветопередачу. Тем не менее, черный цвет и детализация теней являются слабостью всей технологии DLP даже при использовании лазера и независимо от стоимости проектора.

Заявленный производителем световой поток UHZ65 составляет 3 000 люменов, однако после калибровки его реальная величина снизилась до 1 000 люменов в режиме Reference и 1 100 люменов в режиме HDR. Яркость поддерживается хорошо и в помещениях с наличием некоторого окружающего света.

В UHZ65 используется такой же процесс обработки видео, как и в UHD65. Режим PureMotion сглаживает динамичные сцены, но при этом добавляет в изображение эффект мыльной оперы. Поэтому для фильмов его использование не рекомендуется. Однако вы можете поэкспериментировать с настройками этого режима для просмотра спортивных и других динамичных программ. Добавим лишь, что в самых сложных быстрых сценах могут появляться артефакты в виде разрыва изображения.

В режиме PureEngine предусмотрены настройки усиления контрастности и цветности. Мы рекомендуем пользоваться ими с осторожностью, так как, по нашему мнению, они больше портят изображение, чем улучшают его. Три настройки динамичного черного цвета (Dynamic Black) действуют так же, как и динамическая диафрагма, уменьшая величину светового потока. Экономичный режим позволяет снизить до 50% яркость лазерного источника, срок службы которого, по заявлению Optoma, составляет 20 000 часов, что снижает затраты владельцев на техобслуживание. Работа лазера, кроме того, отличается стабильностью, не требуя частой калибровки.

Заводская калибровка


Не меняя заводскую калибровку, мы определили, что наилучшим для просмотра формата SDR является режим Reference. Для наших условий тестирования самыми подходящими оказались следующие настройки: гамма – 2.4, баланс белого – D75, цветовая схема – HDTV. Тестирование осуществлялось с помощью колориметра Klein K10-F, генератора шаблонов Murideo Fresco Six-G и программы CalMAN Ultimate.


Как видно из графика измерений градаций серого, Optoma демонстрирует неплохой результат с превышением красного на уровне чуть более 5% в самых светлых участках шкалы с одновременным занижением зеленого и синего. Погрешность DeltaE превышает 3 за серединой графика в тех же светлых участках и в конце шкалы доходит до отметки чуть выше 4. Это означает, что ошибки могут быть визуально заметными, что мы и наблюдали в виде преобладания желтых оттенков при просмотре реального материала. Но серьезного повода для беспокойства нет, так как большинство пользователей сможет различить эти отклонения, только если будет сопоставлять изображение с эталонным монитором. Значение гаммы на уровне 2.4 приемлемое.


Значительно более заметны неточности в цветопередаче, что мы и зафиксировали в данном случае. Результаты тестирования цветовой гаммы Rec.709 оказались слегка разочаровывающими с ошибками в оттенках и насыщении, визуально заметными при просмотре некоторых изображений. Главной проблемой является телесный тон, выглядящий красноватым на лицах персонажей по причине перенасыщения красного. Однако это не такая уж явная проблема, возникающая на каждом лице на экране, но, тем не менее, большинство персонажей выглядят слегка покрасневшими. Похожий эффект мы видели и в заводской калибровке UHD65, но там ошибка была менее значительна. Станет ли это проблемой для вас, если вы не намерены делать калибровку UHZ65? Все зависит от конкретного материала, который вы будете просматривать и от того факта, насколько вы чувствительны к таким погрешностям. Но если вы воспользуетесь настройками, усиливающими цветность, то эти ошибки станут явными.

В проекторе предусмотрена система управления цветом, которой мы воспользуемся для повышения точности цветопередачи. Если нам удастся это сделать, то это будет хорошей новостью для тех, кто намерен осуществить калибровку своего проектора.

Пользовательская калибровка


В проекторе Optoma UHZ65 предусмотрены неплохое меню и настройки калибровки, включая двухточечный баланс белого и полную систему управления цветом (Color Management System, CMS). Однако здесь мы обнаружили несколько проблем, которые чуть не свели нас с ума!

Мы ценим усилия разработчиков UHZ65, предусмотревших настройки калибровки и систему управления цветом в проекторе. Но вряд ли кто-нибудь из них пользовался ими по назначению, потому что в таком случае они просто не выпустили бы модель в продажу.

Во-первых, меню зафиксировано по центру экрана и не смещается, как это предусмотрено в других проекторах. Но это не самая большая проблема. Когда вы открываете CMS и выбираете цвет для настройки, при нажатии на «плюс» или «минус» меню CMS остается в центре экрана, закрывая окно измерений, вместо того, чтобы сместиться вниз (как это, например, происходит при настройке баланса белого). Поэтому приходится делать настройку, потом полностью выходить из меню, делать измерение, потом опять возвращаться в меню для новой настройки и т.д. На это могут уйти часы времени! Обращаемся к производителю с просьбой упростить этот процесс!


В результате калибровки нам удалось получить точную градацию серого с погрешностью DeltaE менее 2 по всей шкале, что ниже уровня восприятия человеческим глазом. То есть ошибки в оттенках настолько малы, что визуально не заметны. Гамма особо не изменилась – в отсутствии полнофункционального редактора гаммы мы мало что могли сделать, но и на этом уровне у нас не было с ней проблем.


Что касается цветовой гаммы, то нам, в конце концов, удалось исправить большинство ошибок и добиться соответствия 75% точек насыщения стандарту. При этом яркость цветов также получилась очень хорошей (не отражается на графике). Нам не понятно, почему такие же точные значения не были обеспечены производителем сразу с учетом высокой стабильности лазерного источника. Тем не менее, мы остались очень довольны результатами калибровки.

Проверка HDR


Доходя то этой точки в обзорах, мы всегда напоминаем читателям, что HDR в проекторах – это совершенно другой формат, чем HDR в телевизорах OLED или LCD, так как в проекции невозможно добиться такого же контроля динамического диапазона на пиксельном уровне, как на голубом экране. Тем не менее, проекторы способны воспроизводить формат HDR в зависимости от тональной компрессии и электрооптической функции трансформации (EOTF) на хорошем визуальном уровне.

Когда проектор UHZ65 получает соответствующий сигнал с метаданными, он автоматически переключается в режим HDR, который обычно неактивен при просмотре обычного изображения. Настройки меню при этом остаются доступными, а некоторые из них сами подстраиваются под формат HDR. Интересно то, что все проекторы DLP, совместимые с HDR, которые мы тестировали, соответствовали лишь цветовой гамме Rec.709, не способной полностью раскрыть широкий спектр HDR. Модель UHZ65, по заявлению производителя, покрывает 80% пространства DCI-P3, используемого в голливудских фильмах и дисках UHD. Проверим это утверждение.


С точки зрения электрооптической функции трансформации (EOTF), проектор демонстрирует очень хорошую тональную компрессию в пределах своей яркости и гаммы. Как видно на графике (luminance), максимальная яркость доходит до 200 нит, и по всей шкале достигнут неплохой динамический диапазон.


Покрытие цветовой гаммы также хорошее с учетом ограничений проектора, что ставит его намного выше других моделей 4K DLP. Треугольник на графике отражает, насколько он покрывает пространство DCI-P3, причем делает он это с хорошей яркостью (не показано на графике). Это лучшая цветность, которую мы когда-либо встречали в любительских проекторах 4K DLP.

Измеренная нами пиковая яркость составила 218 нит, а максимально темное измерение перед полным выключением составило 0,028 нит, что дает нам последовательную контрастность (или контрастность on/off) 7 785 : 1, что является очень хорошим показателем для проектора DLP. Контрастность можно уменьшить для снижения эффекта постеризации, но это снижает общую яркость и ограничивает динамический диапазон, поэтому лучше оставить ее на уровне по умолчанию для наилучшего качества изображения.

Таким образом, проектор UHZ65 с широкой цветовой гаммой хорошо справляется с форматом HDR в сравнении с другими аналогами DLP.

Качество изображения


После завершения всех измерений настало время визуально оценить качество изображения, чем мы занимались целую неделю с помощью плеера UHD Blu-ray и консоли Xbox One X.

Мы начали с контента в высоком разрешении – диска «Звездные войны: Пробуждение Силы». Проектор в заводской калибровке легко справился с фильмом, сцены которого выглядели очень хорошо лишь с редким и небольшим преобладанием красного в оттенках кожи персонажей. Мы отметили высокую четкость, чистую детализацию, отсутствие помех и эффекта постеризации, качественные динамичные сцены при просмотре фильмов на частоте 24 кадра в секунду без необходимости включения режима PureMotion. Мы также не обнаружили проблем при просмотре стримингового видео, обычно передаваемого в сжатом формате. Наша любимая сцена, когда стая обезьян передвигается по деревьям в «Планете обезьян: Революция», выглядела отлично с прекрасной передачей зеленых оттенков леса, что обычно является проблемой для проекторов DLP.

Казалось бы, все хорошо, но мы еще не упомянули о слабой черте устройств данного типа – глубине черного и детализации теней. Модель UHZ65 неплохо справляется с данными проблемами для проектора DLP. Конечно, в этих параметрах UHZ65 уступает топовым моделям, но, тем не менее, мы были впечатлены неплохим качеством черных тонов при просмотре в нашем полностью затемненном помещении. Только в самых сложных контрастных сценах глубина черного снижалась и размывалась. Детализация теней также отмечается на хорошем уровне, но все еще остается недостатком этой технологии при просмотре в кинозале. Особо темные фрагменты кадров превращаются просто в неопределенный черный силуэт. Отметим еще раз, что это технологический недостаток DLP, а не самого проектора.


При просмотре фильмов в формате 4K UHD HDR мы были приятно удивлены скачком в качестве, который UHZ65 демонстрирует в сравнении с другими моделями 4K DLP, которые мы тестировали ранее. В основном мы наблюдали хороший динамический диапазон с неплохой глубиной черных тонов за исключением, опять же, некоторых сложных контрастных сцен, где появляется размытость. Например, в заставке фильма «Затерянные в космосе» когда на фоне звездного неба появляется текст, изображение становится более ярким и размытым ввиду ограниченности темных тонов проектора. Однако в остальных сценах сериала мы наблюдаем неплохой динамический диапазон, поэтому очевидно, что проектор сталкивается с трудностями именно в смешанных высококонтрастных кадрах при просмотре в кинозале. Перенесите UHZ65 в обычную светлую комнату с присутствием некоторого окружающего света, и улучшенное восприятие черных тонов повысит качество просмотра.

Фильмы в формате HDR выглядят неплохо, но необходимо затронуть еще один недостаток UHZ65 – эффект радуги. Он возникает тогда, когда вы видите полосы красного, зеленого или голубого или их сочетание по кромкам контрастных объектов. С нашим критическим взглядом мы сразу замечаем это явление, хотя для некоторых это и не является большой проблемой. Лет десять назад многие отказывались от проекторов именно из-за этого эффекта, но с развитием технологии его актуальность значительно снизилась.

В проекторе UHZ65, использующем цветовое колесо RGBY, при демонстрации формата HDR мы заметили появление эффекта радуги чаще, чем обычно. Мы не можем сказать, насколько острым будет этот вопрос именно для вас. Поэтому мы рекомендуем провести «тест-драйв», прежде чем вы решитесь на покупку, чтобы убедиться, что эффект радуги не представляет для вас проблемы. В данном случае мы не расцениваем его как решающий фактор, так как его появление не вызывало у нас раздражения и не отвлекало от сюжета.

Итак, продолжим обзор качества формата 4K HDR. Мы с удовольствием досмотрели до конца сериал «Затерянные в космосе». Цветопередача была также хороша при просмотре реального контента, как и на тестовых графиках. Телесные тона в основном выглядели реалистично, за исключением некоторых случаев отклонений в оттенках. В отличие от нас с нашим критическим взглядом, большинство зрителей вряд ли заметит этот эффект. Черные тона также выглядели хорошо, и только в самых темных сценах проявлялась слабая детализация теней, что делало их просто сплошной массой. В некоторых сценах черные тона выглядели как серый цвет, тем не менее, UHZ65 на шаг впереди протестированных нами ранее аналогов 4K DLP в этом аспекте.


Просмотр формата 4K UHD Blu-ray был также интересным, но поднял некоторые проблемы, отсутствовавшие в потоковом видео. Одним из наших самых любимых тестовых дисков является «Бегущий по лезвию 2049», получивший Оскара за визуальные эффекты. Мы сразу перешли к сценам «нового» Вегаса в оранжевом и красном тумане, отображение которых в правильных тонах и переходах – довольно сложная задача. К сожалению, проектор UHZ65 не прошел этот тест, обнаружив явный эффект постеризации вокруг источника света и в оттенках тумана. Он также был заметен и в высококонтрастном фоне, например, в сцене встречи Кея с разработчицей воспоминаний. Мы перепроверили наши источники сигналов и использовали три разных плеера Blu-ray и убедились, что проблема была в процессе обработки видео самого проектора. Тем не менее, в основной части фильма мы не заметили проблем с качеством изображения. Более того, отмечаем отличную цветопередачу (хотя цветовая гамма ограничена) и подтверждаем превосходство UHZ65 над другими проекторами 4K DLP, которые мы видели ранее. В сцене, где Уоллес и Декард разговаривают в комнате для переговоров, игра теней и желто-оранжевое отражение водной ряби переданы отлично. Тональная компрессия в UHZ65 осветляет темные фрагменты, и лица героев выглядят светлее, чем должны быть, и слегка размыты. Но в остальном сцена передана безупречно с отличным динамическим диапазоном, четкими контурами и возможностью разглядеть даже поры на коже персонажей. UHZ65, несомненно, способен качественно воспроизводить изображения.

Заключение


Если сравнивать Optoma UHZ65 с другими проекторами 4K DLP на рынке, то пока он оставляет лучшие впечатления среди тех моделей, что мы видели, с учетом более глубоких черных тонов и расширенной цветовой гаммы. В то время, как обычным стандартом для аналогов является пространство Rec.709 HD, UHZ65 покрывает 80% DCI-P3, а его лазерный источник света улучшает цветопередачу. При тестировании мы выявили погрешности в оттенках, что выражается в преобладании красного и, в частности, в розовом цвете кожи персонажей. Однако в целом это лучшая модель 4K DLP из тех, что мы тестировали, к тому же использующая современные технологии.

Еще одним преимуществом проектора UHZ65 и матрицы DLP является яркость, что позволяет использовать его в обычных помещениях со светлыми стенами и потолками и наличием окружающего света (но не падающего прямо на экран). В таких условиях восприятие черного улучшается, и изображения выглядят живыми, красочными и с высокой степенью четкости. Если это ваш случай, то мы рекомендуем вам присмотреться к UHZ65.

Индивидуальные оценки по 10-бальной шкале:

Контрастность/ динамический диапазон/ глубина черного8
Точность цветопередачи8
Точность градации серого8
Однородность изображения8
Качество обработки видео8
Качество изображения 2D8
Качество изображения заводской калибровки7
Качество изображения после пользовательской калибровки8
Набор функций8
Удобство в эксплуатации8
Качество сборки7
Соотношение «цена-качество»6

Альтернативы


Однако если вы стремитесь получить изображение с глубокими черными тонами, высокой детализацией теней и полным покрытием широкой цветовой гаммы DCI-P3, то вашего внимания заслуживают ламповые проекторы JVC DLA-X7900, Epson EH-TW9400 или лазерный Epson EH-LS500. В специально организованных и полностью затемненных кинозалах они значительно превосходят проекторы 4K DLP. Как видите, многое зависит от условий эксплуатации устройства. Если вы поместите эти три модели в светлое помещение с присутствием окружающего света, то они потеряют свои преимущества в виде глубоких черных тонов и высокой детализации теней. Поэтому вам необходимо делать выбор, исходя из ваших условий и потребностей: идеального варианта для всех не существует.
Комментариев: 0

Поделиться в соц.сетях

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
ТВ Выбор
ул. Комсомола, д.1 195009 Санкт-Петербург,
+7(931) 386 87 86 zakaz@tv-vybor.ru